Подростковое
кино

Вот и пролетел месяц наших совместных посиделок и обсуждений великого российско-советского кино!
А как же быстро подобралась последняя серия обзорных постов – и сказать страшно…

Сегодня мы с вами подведем итоги нашей любимой главы, посвященной советскому подростковому кино.
Какую эволюцию прошли главные герои? Какие изменения претерпела мораль? Как менялись страна и общество?
В нашем синопсисе мы снова окунемся в детство и посмотрим как год за годом менялось молодое мечтательное общество – однако прощаться нам ещё очень рано!
Не все ещё сказано, не все рассказано и не все опубликовано!!!

Начнем мы наш ночной обзор с самого светлого периода советского кино.
Периода оттепели

Именно в эпоху «оттепели» общество переживало множество перемен, связанных с восстановлением ещё отходящей от ударов Великой Отечественной войны огромной страны.

Массовая семейная застройка, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, приоткрытый «железный занавес», творчество Евтушенко и Ахмадулиной, полет Юрия Гагарина в космос…
Оттепель взращивала ярких оптимистичных людей, окруженных великими достижениями науки и искусства. Людей, незнавших ужасов войны. Людей, которые жаждут перемен и стремятся к личному участию в строительстве нового прекрасного советского будущего.

  • В фильмах этого времени подростков представляли борцами за счастье и справедливость — будь-то борьба за искреннюю любовь, дружбу или же попытка найти истинное «Я».
  • В нашем любимом фильме детства «Королевство кривых зеркал» непоседливая девочка Оля (а не Василиса Кукояка), решив посмотреть на себя со стороны, действительно знакомится со своим отражениям Яло и отправляется в такой приятной компании в весьма неприятную зазеркальную реальность, полную лжи, глупости и предательств. Жестокость, с которой относятся жители королевства друг другу, повергает Олю в шок – такого безобразия в теплой оттепельной Москве днем с огнем не сыщешь. Как настоящий герой оттепели пионерка не смогла смириться с несправедливостью и вступила бой с мерзкими чиновниками АБАЖом и НУШРОКом и спасла доброго мечтательного мальчика ГУРДа. Happy end! Оля прошла свою сюжетную арку, превратившись из негодницы-врунишки в послушного терпеливого подростка, а королевство кривых зеркал наконец-то зажило мирно и счастливо!
  • О фильме «Я шагаю по Москве» мы говорили неоднократно – чего только стоит наша пилотная лекция. Я думаю, вы догадались, что мы не случайно выбрали именно этот фильм для нашего видео-анализа? А вы скажите, что же может лучше отражать оттепельную молодежь, как не новые летние знакомства, влюбленности и свадьбы, а главное – строительство метрополитена – великого символа Москвы
Период застоя
Режиссеры того времени — хоть и под пристальным присмотром коммунистической партии — решались на эксперименты с формой и содержанием: выпускали больше
  • коммедий – как Гайдай и Рязанов
  • авторского кино – как Герман и Тарковский
И, конечно же, подростковых фильмов – как все, кому не лень, ведь именно эта тема была одной из самых популярных в то время и вызывала самый большой интерес среди аудитории.
В лентах того времени особенное внимание уделяли героям школьникам и подросткам — как главным «продолжателям» развития социализма. Однако идеология в фильмах этого периода остается на заднем фоне – а на передний план выходят рассуждали о
  • первой любви: «Сто дней после детства» - «Вам и не снилось»
  • жестокости детей по отношению друг к другу: «Чучело»
  • дружбе длиною в жизнь: «Москва слезам не верит» - «Приключения электроника»
  • конфликту поколений: «Чужие письма» - «Монолог»
  • мечтах о далеком будущем «Москва-Кассиопея» - «Гостья из будущего»
Большинство постов из нашей подростковой серии были посвящены фильмам эпохи «Застоя» – и неспроста.
Именно в 70-е годы подросток пережил оттепельную эйфорию и остался наедине со своими чувствами и переживаниями - с глубинным «Я» и сбавлением скорости развития, вселяющей светлую тоску
Период застоя

Режиссеры того времени — хоть и под пристальным присмотром коммунистической партии — решались на эксперименты с формой и содержанием: выпускали больше
  • коммедий – как Гайдай и Рязанов
  • авторского кино – как Герман и Тарковский
И, конечно же, подростковых фильмов – как все, кому не лень, ведь именно эта тема была одной из самых популярных в то время и вызывала самый большой интерес среди аудитории.
В лентах того времени особенное внимание уделяли героям школьникам и подросткам — как главным «продолжателям» развития социализма. Однако идеология в фильмах этого периода остается на заднем фоне – а на передний план выходят рассуждали о
  • дружбе длиною в жизнь: «Москва слезам не верит» - «Приключения электроника»
  • жестокости детей по отношению друг к другу: «Чучело»
  • первой любви: «Сто дней после детства» - «Вам и не снилось»
  • конфликту поколений: «Чужие письма» - «Монолог»
  • мечтах о далеком будущем «Москва-Кассиопея» - «Гостья из будущего»
Большинство постов из нашей подростковой серии были посвящены фильмам эпохи «Застоя» – и неспроста.
Именно в 70-е годы подросток пережил оттепельную эйфорию и остался наедине со своими чувствами и переживаниями - с глубинным «Я» и сбавлением скорости развития, вселяющей светлую тоску
Эпоха Перестройки

Эпоха «Перестройки» стала новым уникальным этапом советского кинематографа — на экраны вышли фильмы, которые никогда бы не пропустил цензурный отдел ЦК КПСС прошлых десятилетий.
Картины того времени обнажили темы, которые волновали советских людей в первую очередь — алкоголизм, преступность, нестабильность и глобальная смена политического курса

«Перестроечные» фильмы также отличались малобюджетностью, более низким качеством «картинки» и обилием пустых «молчаливых» кадров, полных риторических вопросов и немого несогласия
В этот период появились остросоциальные фильмы о бунтующих подростках, которых не понимают и не принимают взрослые старой партийной закалки. Молодые девушки мечтали уехать за границу и наконец-то увидеть «большой мир», а мальчики романтизировали «бандитскую эстетику» и мечтали подняться в обществе, быстро разбогатев

Тогда же с паданием «железного занавеса» в жизнь советских подростков ворвалась западная культура.
Молодежь эпохи «перестройки» слушала электронику, танцевала брейк-данс, ярко самовыражалась, стараясь подражать недосягаемым кумирам и эстетике западной жизни с легким оттенком русской хтони. Подростки того времени всеми силами хотели показать, что они отличаются от старшего поколения и хотят глобальных изменений
Одними из фильмов о таких «бунтарях» стали:
  • «Курьер»
  • «Авария — дочь мента»
  • «Плюмбум, или Опасная игра»
Именно в этих картинах сконцентрирован весь советский подростковый максимализм. В кинофильмах показаны бунтующие подростки, которые пытаются противостоять старшему поколению, найти свое место в мире и изменить надломленное советское общество – всегда ли законными или нравственными путями ?– совсем другой вопрос…
Кинолекторий "Проектор"
Made on
Tilda