Гостья из будущего

Если вам надоела предучебная рутина, то сегодня мы это исправим, отправившись в путешествие во времени вместе с «Гостьей из будущего».

Фантастические герои, футуристические костюмы, вымышленная архитектура, перемещения во времени и пространстве и конечно же дружба – все это вы найдете в нашем посте о приключениях любимой многими Алисы Селезневой.

«Гостья из будущего»: Путешествие во времени и мечты о будущем

«Гостья из будущего» — это не просто культовый советский научно-фантастический фильм, снятый режиссером Павлом Арсеновым, а настоящий мини-сериал, состоящий из целых 5 серий! Что по тем временам редкость.
Сюжет основан на повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед» и рассказывает о приключениях шестиклассника Коли Герасимова, который случайно попадает в будущее, где встречает Алису Селезнёву, девочку из XXI века, которая обладает необычными способностями. Вместе они борются со злодеями и спасают мир от опасности. Именно благодаря этому сочетанию элементов научной фантастики, приключений и романтики, фильм завоевал сердца школьников. После премьеры в 1985 году, он стал настоящей классикой советского кино и оставил неизгладимый след в сердцах подростков и взрослых.
Идея создания фильма

На самом деле Павел Арсенов захотел экранизировать повесть Кира Булычёва по совету детей. Как-то на творческой встрече с ребятами он спросил, какую бы книгу они ему предложили оживить на экране, и большинство назвали «Сто лет тому вперед». Он прислушался к ним и создал культовый фильм.

Также создание "Гостьи из будущего" было вызвано стремлением показать молодому поколению, пионерам идеалы дружбы, любви и ответственности. В условиях холодной войны и социальных изменений, происходивших в стране, фильм стал своего рода утопией, где технологии служили во благо, а человечность оставалась на первом месте. Кир Булычёв, автор оригинального произведения, вдохновлялся идеями о будущем, где люди могли бы преодолеть свои недостатки. Он видел, что молодежь интересуется научной фантастикой и мечтает о космических путешествиях. Он решил создать историю, которая будет увлекательна и для детей, и для взрослых. Интересно, что из этой идеи появилась не одна книга, а целый цикл произведений о приключениях школьницы конца XXI века Алисы Селезневой, включающий в себя и сюжет легендарного мультфильма «Тайна третий планеты». А свое имя, знаменитая путешественница во времени и пространстве получила в честь дочери самого Кира Булычёва.
История создания

Работа над фильмом началась в начале 1980-х годов. Сценарий был написан с учетом специфики детской и подростковой аудитории. Режиссёр Павел Арсенов стремился создать не просто развлекательное кино, но и глубокую историю о том, как важна дружба и взаимопомощь. Фильм был снят на киностудии имени Горького, где особое внимание уделялось декорациям и спецэффектам, что для того времени было достаточно смелым шагом.

Фильм "Гостья из будущего" был одним из первых попыток адаптировать научно-фантастическую литературу для экранного формата. Это привлекло внимание не только молодежи, но и критиков, которые отметили качество сценария и исполнения.

Одним из самых запоминающихся аспектов "Гостьи из будущего" стали его персонажи. Главную роль исполнила актриса Наталья Гусева, которая стала символом эпохи.
Все мальчики были безумно влюблены в Алису, и это понятно! Очаровательная девушка из будущего с фантастической внешностью и невероятными глазами. Как тут остаться равнодушным?

Но в жизни такая популярность напугала девочку, поэтому она снилась еще в паре фильмов и закончила свою актерскую карьеру, при этом погрузившись в науку и став биохимиком.

Роль Коли Герасимова, тоже после долгих проб, получил Алексей Фомкин, который прекрасно сыграл отважного и хитроумного школьника. Наверняка ему завидовали все советские мальчишки, ведь не каждый день приходится путешествовать в будущее, сражаться с космическими пиратами и помогать спасать мир.
Краткий сюжет

Ученик шестого класса Коля Герасимов после уроков отправляется за кефиром и встречает своего друга Фиму Королева, который наблюдает за подозрительной женщиной. Они решают проследовать за ней и оказываются у заброшенного дома, в подвале которого находится странное устройство. Коля случайно активирует его и переносится в 2084 год. Там он сталкивается с космическими пиратами Крысом и Весельчаком У, которые планируют украсть устройство для чтения мыслей — миелофон.

Пираты похищают прибор у девочки Алисы, но Коля успевает перехватить миелофон и в панике возвращается в 1984 год, в прошлое за ним следуют как пираты, так и Алиса. Девочка устраивается в один класс с Колей и новой подругой Юлей.
Вот здесь мы можем побыть на месте Алисы и увидеть глазами людей будущего, жизнь и быт простых советских школьников. Их форму, шутки, наряды, цели и мечты. Но попав в 1984 год Алиса быстро адаптировалась, подружилась с ребятами и отличилась в спорте и знании английского языка (это были ее, можно сказать, суперспособности)

Но проблема заключалась в том, что он не знает, у кого именно находится миелофон, так как в классе несколько мальчиков с таким именем. Вскоре появляются пираты, и Коля сообщает Алисе, что прибор у него, а сам убегает, чтобы отвлечь внимание. Однако миелофон он заранее спрятал в портфеле Юли.

Пираты захватывают Колю и увозят его в свое укрытие, а Алиса вместе с одноклассниками, узнавшими правду, идет по их следу. Дети находят убежище, но пираты обманом завладевают миелофоном и направляются к подвалу, чтобы вернуться в свое время. В этот момент из машины времени появляется женщина (Полина), которая в самом начале привела Колю с Фимой к этому дому, и арестовывает пиратов. Алиса прощается с ребятами, при этом рассказывая каждому немного о их будущем, а затем нежно обводит их взглядом и возвращается в будущее, то есть свое настоящие.
Интересные факты

  • В центре сюжета находится поиск телепатического устройства, известного как «миелофон», которое оказывается необходимым всем, особенно злодеям. В этом контексте миелофон выступает в роли макгаффина — предмета, обладание которым служит основой для развития сюжета (распространённый троп). Миелофон быстро стал источником множества детских анекдотов. Сам прибор обладал способностью читать мысли и выглядел как кристалл в черной коробке — идеальный макгаффин! Однако свидетельства с места съемок содержат явные противоречия. Некоторые утверждают, что художники использовали уральский сувенир — кристаллы кварца в подарочной упаковке, к которым просто добавили изящный ремешок. Другие же уверяют, что были задействованы промышленные призмы с оптико-механического завода. Вторые свидетели кажутся более надежными
  • Робот Вертер был придуман специально для фильма, но сделать его механическим было бы сложно. Поэтому было решено, что его сыграет живой человек, а точнее Евгений Герасимов, которому нелегко пришлось играть в сложном костюме биоробота. Но идея оказалась на редкость удачной — для многих это один из любимейших персонажей фильма, который принес в фильм и юмор, и драму. Несмотря на то, что он по природе своей андроид, его жизнь и гибель каждый раз вызывают переживания у зрителя. А сам образ Вертера был «списан» с киборга из итальянского фантастического боевика «Война роботов» (1978)
  • Многие эпизоды были вырезаны или не сняты, потому что не помещались в хронометраж или потеряли актуальность.
  • Когда отец Алисы разговаривает с «ученым»-Крысом на его родном языке, в качестве инопланетной речи использовали проигранную задом наперед фразу «От топота копыт пыль по полю летит».
  • Также стоит отметить, что фильм стал одним из первых советских произведений, в которых активно использовались компьютерные графики и анимации.
Визуальный стиль и музыка

Отдельно стоит поговорить об общий стилистике фильма. Фантастические транспортные средства, которые, кстати, были изготовлены в реальности и стоили больших по тем временам денег, своим дизайном поражают и по сегодняшний день. А невероятные здания, которые то и дело появляются в фильме, могут смело претендовать на архитектурные премии (хоть они и были выполены только в макетном формате).
Костюмы занимают тут отдельное место, они были созданы с акцентом на футуризм: яркие цвета, необычные формы и аксессуары отражали представление о будущем. Таким образом фильм оказал сильное влияние на моду 1980-х годов. Броские костюмы главных героев стали трендом среди подростков. Многие молодые люди начали экспериментировать с цветами и стилями в одежде, вдохновляясь образами из фильма.

Музыка также играет важную роль в создании атмосферы и передаче эмоций. Композитором фильма является Игорь Крутой, который создал запоминающиеся мелодии, ставшие неотъемлемой частью сюжета.
Основная музыкальная тема фильма отличается мелодичностью и лёгкостью, что отражает фантастический и сказочный характер истории. Звучание музыки варьируется от нежных и романтичных мелодий до более динамичных и напряженных композиций, подчеркивающих моменты приключений и конфликтов.

Ну и главный хит – это конечно же «Прекрасное далеко», песня, которая всегда будет трогать сердца людей.
Влияние на культуру

С 25 по 29 марта 1985 года, когда мини-сериал «Гостья из будущего» впервые показывали по телевидению, практически все дети в стране замерли перед экранами. Пять дней пионеры и октябрята были захвачены этим мини-сериалом, а затем и обсуждением фантастических приключений их ровесников.

"Гостья из будущего" оставила глубокий след в культуре. Фильм стал не только объектом ностальгии для тех, кто вырос в СССР, но и источником вдохновения для новых поколений. Его идеи о дружбе и ответственности продолжают находить отклик у молодежи. Фильм также способствовал популяризации научной фантастики в советском кинематографе и стал основой для многих других проектов.

Заключение

"Гостья из будущего" — как мы с вам убедились, это не просто фильм; это культурный феномен, который продолжает жить в сердцах зрителей. Его история о любви, дружбе и надежде на лучшее будущее остаётся актуальной и сегодня, вдохновляя новые поколения мечтать о космосе и невероятных возможностях человечества.
Пускай наше будущее будет прекрасным!
И на этой светлой ноте мы сегодня прощаемся с вами, и как Алиса Селезнева, с ностальгией вспоминая о прошлом, устремляем свои надежды в светлое будущее, о котором все мы мечтаем.

Лекторий "Проектор"
Made on
Tilda