Кто такой Леонид Гайдай?

Фамилию этого человека вы могли слышать не один раз, а его фильмы вошли в историю нашей страны как культовые. "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Иван Василий меняет профессию", "Бриллиантовая рука" и другие картины этого гениального режиссёра пересматриваются ежегодно всеми семьями России. Поэтому мы подготовили для вас подборку интересных фактов из жизни неповторимого Леонида Гайдая.

Гайдай, по воспоминаниям учителей из своей школы, был очень шаловливым ребёнком: разыгрывал сценки со скелетом из кабинета биологии, устанавливал падающие банки с водой. Яркий человек, что поделать.

Гайдай мечтал стать актером с детства, но плохо выговаривал звуки «л» и «р» — из-за этого будущего режиссера поначалу не хотели брать в драмкружок. Чтобы исправить дефект, Гайдай долго тренировался, но и спустя много лет иногда оговаривался в сложных словах, особенно когда уставал.
Первая роль

Прежде чем стать режиссёром, Гайдай отправился учиться в студию при театре. Леонид ставил декорации, открывал и закрывал занавес, знакомился со знаменитостями, позже стал участвовать в спектаклях как актёр.

Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Он не говорил ни единого слова - просто выходил на сцену. Он выглядел так комично и несуразно, что зрители хохотали до слёз. Леонид отыграл в этом образе всего несколько вечеров, после чего его заменили на мальчика из дворца пионеров.

В этом же театре он впервые попробовал себя в режиссерской деятельности, что доставило ему немалое удовольствие. Благодаря такому опыт он решил поступить во ВГИК.

Уже после первой сессии его отчислили за плохое поведение, Гайдай часто подшучивал над студентами и преподавателями. Но в том же году он восстановился и попал в мастерскую Григория Александрова
Первая роль

Прежде чем стать режиссёром, Гайдай отправился учиться в студию при театре. Леонид ставил декорации, открывал и закрывал занавес, знакомился со знаменитостями, позже стал участвовать в спектаклях как актёр.

Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Он не говорил ни единого слова - просто выходил на сцену. Он выглядел так комично и несуразно, что зрители хохотали до слёз. Леонид отыграл в этом образе всего несколько вечеров, после чего его заменили на мальчика из дворца пионеров.

В этом же театре он впервые попробовал себя в режиссерской деятельности, что доставило ему немалое удовольствие. Благодаря такому опыт он решил поступить во ВГИК.

Уже после первой сессии его отчислили за плохое поведение, Гайдай часто подшучивал над студентами и преподавателями. Но в том же году он восстановился и попал в мастерскую Григория Александрова
Первые работы Гайдая были приняты очень холодно, если не с большой критикой. Лента "Долгий путь" была снята в студии "Мосфильм" и не стала особо популярной. После просмотра этого фильма Михаил Ромм пригласил Гайдая на работу в собственную мастерскую, где предложил молодому режиссеру снять комедию. Так появился "Жених с того света"

В своем фильме Гайдай высмеивал советских бюрократов, из-за чего ленту подвергли цензуре и вырезали большинство сцен: полтора часа превратились в жалкие 47 минут. После этого случая Гайдай стал немного хитрее и части из фильмов вырезали реже, но об этом позже.

По совету Ивана Пырьева Гайдай решил снять патриотический фильм — экранизацию повести Александра Галича «Пароход зовут «Орлёнок». Лента под названием «Трижды воскресший» была закончена к 1960 году. В прокате фильм провалился, что грозило Леониду уходом из профессии...
Говорят, что идеи для творчества могут настигнуть в самых невероятных местах. После провала «Трижды воскресшего» Леонид Гайдай на несколько месяцев оставил кино и уехал к родителям в Иркутск. Леонид нашел на чердаке стихотворный фельетон Степана Олейника, напечатанный в газете «Правда», и под его впечатлением написал сценарий короткометражки “Пес Барбос и необычайный кросс".

Он даже прочитал этот сценарий родным, но те восприняли его вовсе без энтузиазма: что смешного в том, что по лесу три мужика бегают от собаки?Они и представить не могли, какая эксцентрика, какие сцены уже рождаются в воображении Гайдая. По сути, на чердаке появились на свет Балбес, Трус и Бывалый – легендарная тройка российского кино.

Лента получилось короткой - всего на 10 минут, но это был настоящий фурор! Премьера короткометражки состоялась на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году. Картина принесла режиссеру известность, ее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, и даже перевели на несколько языков!
Каннский фестиваль 1961 года
Заключительная часть

Леонид Гайдай снимал удивительно смешные комедии. А в жизни великий режиссёр был на редкость серьёзен. По свидетельству тех, кому посчастливилось общаться с Леонидом Гайдаем, у него напрочь отсутствовало бытовое чувство юмора. То же самое проявлялось и в работе: на площадке он актёрам запрещал даже смеяться над сценарными шутками, считая, что тем самым они растрачивают свои эмоции понапрасну.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, какая зарплата была у советских режиссёров? По крайней мере про одного мы точно сможем вам поведать. После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид получил в качестве гонорара целых 600 рублей! Понятное дело, что для того времени не мало. Что же он сделал с такими деньгами? Приехал в родной Иркутск и потратил их с друзьями, не скупясь и всех угощая. Кто хорошо работает, тот и хорошо отдыхает🪽

Гайдай сделал, действительно, много для развития кинематографа в СССР и подарил нам не только прекрасные фильмы, но и крылатые фразы, которые, кстати, он слышал на улицах от прохожих. Его работы останутся навсегда в наших сердцах как нечто родное и тёплое
Лекторий "Проектор"


Made on
Tilda